Сын артиллериста 

Был у майора Деева 
Товарищ - майор Петров, 
Дружили еще с гражданской, 
Еще с двадцатых годов, 
Вместе рубали белых 
Шашками на скаку, 
Вместе потом служили 
В артиллерийском полку. 

А у майора Петрова 
Был Ленька, любимый сын, 
Без матери, при казарме, 
Рос мальчишка один. 
И если Петров в отъезде,- 
Бывало, вместо отца 
Друг его оставался 
Для этого сорванца. 

Вызовет Деев Леньку: 
- А ну, поедем гулять: 
Сыну артиллериста 
Пора к коню привыкать! - 
С Ленькой вдвоем поедет 
В рысь, а потом в карьер. 
Бывало, Ленька спасует, 
Взять не сможет барьер, 
Свалится и захнычет. 

- Понятно, еще малец! - 
Деев его поднимет, 
Словно второй отец. 


Подсадит снова на лошадь: 
- Учись, брат, барьеры брать! 
Держись, мой мальчик: на свете 
Два раза не умирать. 

Ничто нас в жизни не может 
Вышибить из седла! - 
Такая уж поговорка 
У майора была. 


Прошло еще два-три гола, 
И в стороны унесло 
Деева и Петрова 
Военное ремесло. 

Уехал Деев на Север 
И даже адрес забыл. 
Увидеться - это б здорово! 
А писем он не любил. 

Но оттого, должно быть, 
Что сам уж детей не ждал, 
О Леньке с какой-то грустью 
Часто он вспоминал. 

Десять лет пролетело. 
Кончилась тишина, 
Громом загрохотала 
Над Родиною война. 

Деев дрался на Севере; 
В полярной глуши своей 
Иногда по газетам 
Искал имена друзей. 

Однажды нашел Петрова: 
"Значит, жив и здоров!" 
В газете его хвалили, 
На Юге дрался Петров. 

Потом, приехавши с Юга, 
Кто-то сказал ему, 
Что Петров, Николай Егорыч, 
Геройски погиб в Крыму. 

Деев вынул газету, 
Спросил: "Какого числа?" - 
И с грустью понял, что почта 
Сюда слишком долго шла... 

А вскоре в один из пасмурных 
Северных вечеров 
К Дееву в полк назначен 
Был лейтенант Петров. 

Деев сидел над картой 
При двух чадящих свечах. 
Вошел высокий военный, 
Косая сажень в плечах. 

В первые две минуты 
Майор его не узнал. 
Лишь басок лейтенанта 
О чем-то напоминал. 

- А ну, повернитесь к свету,- 
И свечку к нему поднес. 
Все те же детские губы, 
Тот же курносый нос. 

А что усы - так ведь это 
Сбрить! - и весь разговор. 
- Ленька? - Так точно, Ленька, 
Он самый, товарищ майор! 

- Значит, окончил школу, 
Будем вместе служить. 
Жаль, до такого счастья 
Отцу не пришлось дожить. 

У Леньки в глазах блеснула 
Непрошеная слеза. 
Он, скрипнув зубами, молча 
Отер рукавом глаза. 

И снова пришлось майору, 
Как в детстве, ему сказать: 
- Держись, мой мальчик: на свете 
Два раза не умирать. 

Ничто нас в жизни не может 
Вышибить из седла! - 
Такая уж поговорка 
У майора была. 

А через две недели 
Шел в скалах тяжелый бой, 
Чтоб выручить всех, обязан 
Кто-то рискнуть собой. 

Майор к себе вызвал Леньку, 
Взглянул на него в упор. 
- По вашему приказанью 
Явился, товарищ майор. 

- Ну что ж, хорошо, что явился. 
Оставь документы мне. 
Пойдешь один, без радиста, 
Рация на спине. 

И через фронт, по скалам, 
Ночью в немецкий тыл 
Пройдешь по такой тропинке, 
Где никто не ходил. 

Будешь оттуда по радио 
Вести огонь батарей. 
Ясно? - Так точно, ясно. 
- Ну, так иди скорей. 

Нет, погоди немножко. - 
Майор на секунду встал, 
Как в детстве, двумя руками 
Леньку к себе прижал. 

- Идешь на такое дело, 
Что трудно прийти назад. 
Как командир, тебя я 
Туда посылать не рад. 

Но как отец... Ответь мне: 
Отец я тебе иль нет? 
- Отец,- сказал ему Ленька 
И обнял его в ответ. 

- Так вот, как отец, раз вышло 
На жизнь и смерть воевать, 
Отцовский мой долг и право 
Сыном своим рисковать. 

Раньше других я должен 
Сына вперед послать. 
Держись, мой мальчик: на свете 
Два раза не умирать. 

Ничто нас в жизни не может 
Вышибить из седла! - 
Такая уж поговорка 
У майора была. 

- Понял меня? - Все понял. 
Разрешите идти? - Иди! - 
Майор остался в землянке, 
Снаряды рвались впереди. 

Где-то гремело и ухало. 
Майор следил по часам. 
В сто раз ему было б легче, 
Если бы шел он сам. 

Двенадцать... Сейчас, наверно, 
Прошел он через посты. 
Час... Сейчас он добрался 
К подножию высоты. 

Два... Он теперь, должно быть, 
Ползет на самый хребет. 
Три... Поскорей бы, чтобы 
Его не застал рассвет. 

Деев вышел на воздух - 
Как ярко светит луна, 
Не могла подождать до завтра, 
Проклята будь она! 

Всю ночь, шагая как маятник, 
Глаз майор не смыкал, 
Пока по радио утром 
Донесся первый сигнал: 

- Все в порядке, добрался. 
Немцы левей меня, 
Координаты три, десять, 
Скорей давайте огня! 

Орудия зарядили, 
Майор рассчитал все сам, 
И с ревом первые залпы 
Ударили по горам. 

И снова сигнал по радио: 
- Немцы правей меня, 
Координаты пять, десять, 
Скорее еще огня! 

Летели земля и скалы, 
Столбом поднимался дым, 
Казалось, теперь оттуда 
Никто не уйдет живым. 

Третий сигнал по радио: 
- Немцы вокруг меня, 
Бейте четыре, десять, 
Не жалейте огня! 

Майор побледнел, услышав: 
Четыре, десять - как раз 
То место, где его Ленька 
Должен сидеть сейчас. 

Но, не подавши виду, 
Забыв, что он был отцом, 
Майор продолжал командовать 
Со спокойным лицом: 

"Огонь!" - летели снаряды. 
"Огонь!" - заряжай скорей! 
По квадрату четыре, десять 
Било шесть батарей. 

Радио час молчало, 
Потом донесся сигнал: 
- Молчал: оглушило взрывом, 
Бейте, как я сказал. 


Я верю, свои снаряды 
Не могут тронуть меня. 
Немцы бегут, нажмите, 
Дайте море огня! 

И на командном пункте, 
Приняв последний сигнал, 
Майор в оглохшее радио, 
Не выдержав, закричал: 

- Ты слышишь меня, я верю, 
Смертью таких не взять. 
Держись, мой мальчик: на свете 
Два раза не умирать. 

Ничто нас в жизни не может 
Вышибить из седла! - 
Такая уж поговорка 
У майора была. 

В атаку пошла пехота - 
К полудню была чиста 
От убегавших немцев 
Скалистая высота. 

Всюду валялись трупы, 
Раненый, но живой 
Был найден в ущелье Ленька 
С обвязанной головой. 

Когда размотали повязку, 
Что наспех он завязал, 
Майор поглядел на Леньку 
И вдруг его не узнал. 

Был он как будто прежний, 
Спокойный и молодой, 
Все те же глаза мальчишки, 
Но только... совсем седой. 

Он обнял майора, прежде 
Чем в госпиталь уезжать: 
- Держись, отец: на свете 
Два раза не умирать. 

Ничто нас в жизни не может 
Вышибить из седла! - 
Такая уж поговорка 
Теперь у Леньки была... 

Вот какая история 
Про славные эти дела 
На полуострове Среднем 
Рассказана мне была. 

А вверху, над горами, 
Все так же плыла луна, 
Близко грохали взрывы, 
Продолжалась война. 

Трещал телефон, и, волнуясь, 
Командир по землянке ходил, 
И кто-то так же, как Ленька, 
Шел к немцам сегодня в тыл. 

1941 

Константин Симонов